Окна ПВХ

Рынок окон ПВХ-2011: реструктуризация, ценовые войны, качество и … еще раз качество

Сегодня на рынке ПВХ-окон сказывается уменьшившийся в последние 2-3 года масштаб строительства и реконструкции в Украине, но «тон задает» розничный заказчик.

Эксперты утверждают, что рынок ПВХ-окон в Украине начал формироваться во второй половине 90-х годов прошлого века и до нынешних объемов вырос за 12-13 лет. А, например, Германии для достижения аналогичных показателей понадобилось 25 лет: с начала 70-х до середины 90-х годов 20-го века. Сегодня, догнав «родину» ПВХ-оконпо некоторым критериям, отечественные заказчики значительно отстали по культуре, т.е. качеству потребления продукции. Термин «качество» чаще всего и в разных аспектах звучит в комментариях операторов, анализирующих сегодняшнюю ситуацию на рынке ПВХ-окон.
Прежде всего, специалисты отмечают продолжающиеся реструктуризацию и укрупнение рынка, а именно - концентрацию его объемов в руках меньшего количества игроков.

По мнению PR-менеджера ООО «Виконда» Алексея Довгаля, все больший сегмент захватывают национальные компании-производители окон, постепенно вытесняя мелких производителей.
При этом существующего количества игроков вполне достаточно, чтобы удовлетворить имеющийся спрос, а дефицитна рынке окон ПВХ «явление» редкое.

По наблюдениям Алексея Довгаля, в несезонный период дефицита нет: предложение превышает спрос. «Дефицит комплектующих возник прошлым летом, когда производители оказались не готовы к резкому росту спроса. Не хватало то профиля, то стекла, то фурнитуры. Думаю, в этом году такая ситуация не повторится», - предполагает специалист.

В целом же для первых четырех месяцев 2011 года характерны те же тенденции,что и для 2010-го.

«По-прежнему уменьшается количество производителей оконных конструкций, ужесточается конкуренция, актуальным остается вопрос повышения качества готовых изделий», - комментирует ситуацию директор по маркетингу и сбыту направления ОСК ООО «Рехау» Игорь Бинковский.

«Позитивная динамика 2010 года сохраняется и в этом году – Украина постепенно выходит из экономического кризиса. Возрастает влияние Евро-2012 для рынка окон, чем ближе чемпионат Европы, тем больше потребность в первичном остеклении, прежде всего, в городах, где будут проходить матчи», - считает Алексей Довгаль.

Что особенного и сколько?
Официальная статистика по объемам производимой продукции в оконной индустрии в Украине отсутствует. Если верить подсчетам экспертов, объем рынка ПВХ-окон в розничных ценах в 2010 г. составил около 490 млн. долл.

Если сравнивать объемы реализации ПВХ-окон в зимние месяцы 2011 года с аналогичным периодом 2010-го, то, по мнению Алексея Довгаля, продажи выросли. Но это произошло, т.к. в этом году зима выдалась более теплой, а объемы реализации окон зимой зависят, прежде всего, от погодных условий. При температуре ниже 15 градусов мороза (нижняя планка работоспособности монтажной пены) качественная установка окон невозможна в принципе, - поясняет специалист. - Сравнивать продажи с предыдущим годом в зимние месяцы некорректно, они не отражают реальной динамики рынка.
Кроме того, господин Довгаль отмечает, что зимой традиционно происходит сезонное падение спроса на окна. Естественно, производители и дилеры вынуждены снижать цены, продавая окна едва ли не по себестоимости (а иногда и в убыток). К лету цены на ПВХ-окна вырастут.

По информации Игоря Бинковского, в прошедших месяцах 2011-го цены на окна немного повысились, что связано, в первую очередь, с ростом стоимости сырья. В весенне - летний период стоимость ПВХ-окон наверняка будет повышаться, так как резервов у поставщиков комплектующих и производителей почти не осталось.

На вопрос о том, какие виды ПВХ-окон по итогам 2010 года являются лидерами продаж, Алексей Довгаль с сожалением отмечает, что на сегодня львиная доля продаж (до 2/3) осуществляется в низком ценовом сегменте. Это окна с использованием трехкамерного профиля, однокамерного стеклопакета с простыми стеклами, дешевой фурнитуры. С одной стороны, это результат низкой покупательной способности населения, с другой – следствие ценовых войн между операторами рынка, многие из которых считают, что низкая цена – это главное конкурентное преимущество продукции. Только крупные игроки рынка, работающие на национальном масштабе («Виконда», «Корса», «Газда», «Стеклопласт»), уделяют внимание качеству продукции и репутации бренда.

«Более половины конечных потребителей на сегодня недовольны качеством окон. Следовательно, структура потребления будет изменяться. Сейчас почти нет продаж в среднем ценовом сегменте, и у него большой потенциал для роста», - комментирует ситуацию Алексей Довгаль.

Сезонность и региональная специфика – две другие особенности потребительского спроса на рынке ПВХ-окон.
По данным господина Бинковского, в первом полугодии производится и продается около 40% от годового объема, во втором - 60%.

«На региональную специфику спроса влияют два основных фактора: климатические условия и география, - делится наблюдениями господин Довгаль. - В северных, более холодных регионах, клиенты чаще заказывают более теплые, энергосберегающие окна (5-камерная профильная система, энергосберегающий стеклопакет). На юге высокой популярностью пользуются солнцезащитные окна (с рефлекторным или тонированным стеклом). Западные регионы чаще выбирают нестандартные конструкции - сказывается близость с Европой. Шпроссы, ламинированный и тонированный в массе профиль, декоративное остекление и нестандартная форма окон гораздо лучше заходят именно в западных регионах страны».

При этом Алексей Довгаль отмечает, что по данным 2010 года, ПВХ-окна составляли 70% в общем объеме рынка (20% деревянных и 10% алюминиевых). В 2011 году эта доля будет только возрастать, за счет уменьшения доли деревянных окон. По сравнению с деревянными окнами, пластиковые окна обладают теми же преимуществами, но более экономичные. А обеспечить эффектный внешний вид всегда можно при помощи тонировки профиля в массе или ламинирующих пленок.

По подсчетам Игоря Бинковского, в общем объеме оконного рынка доля металлопластиковых окон занимает не менее 75%. В 2011-ом году их доля уменьшаться не будет. Что касается соотношения украинской и импортной продукции на рынке ПВХ-окон, то господин Бинковский считает, что отечественная продукция занимает не менее 98%.

По мнению Алексея Довгаля также, ПВХ-окна отечественного производства занимают львиную долю продаж: большинство компаний-производителей находятся на территории Украины, импорт готовых изделий невыгоден из-за высоких транспортных расходов. На рынках комплектующих ситуация иная. На рынке профилей продолжается тенденция по укреплению позиций отечественного производителя. Фурнитура в большинстве своем экспортируется из Турции и Китая. Стеклопакеты делают на Украине, а вот стекло в них используется не только Лисичанского завода, но и российское, китайское, турецкое. Еще большая путаница возникает из-за транснациональных компаний. Многие производители профиля, стекла, фурнитуры уже вышли на мировой уровень и имеют разветвленную структуру производства по всему миру. «Немецкие» профили и фурнитуру уже далеко не всегда делают в Германии. Чаще всего используются мощности завода, который находится ближе географически.

Окно, как инвестиция
Окна – специфическая продукция, которая является скорее инвестицией чем покупкой. Представители оконных компаний утверждают, что хорошее окно – это окно, о котором забываешь на третий месяц, а, с другой стороны, еще долго убеждаешь себя, своих соседей, знакомых и друзей в том, что сделал правильное капиталовложение.
Сегодня в ситуации, когда большинство серьезных игроков рынка ПВХ-окон при одинаковых технических возможностях предлагают практически идентичный спектр услуг, главными конкурентными преимуществами становятся экономичность и качество.

«Экономичность - глобальный тренд, который захватывает большинство рынков мира. Постоянное удорожание энергоресурсов приводит к тому, что ключевым фактором выбора для клиента становится далеко не цена покупки, а возможность экономить средства на отопление и кондиционирование помещения», - поясняет Алексей Довгаль. - Качество продукции на рынке окон сейчас минимальное. Очень немногие компании на сегодня готовы предложить клиентам качественные окна, большинство игроков рынка боятся, что клиент уйдет в конкурирующую организацию за более дешевой ценой. Тем временем, уже сказываются последствия установки некачественных окон – рынок захватывает волна негативных рекомендаций. А они, как известно, работают гораздо сильнее положительных отзывов. Услышав однажды, что та или иная фирма продает некачественные окна, клиент не один раз подумает, обращаться ли туда снова. Будущее рынка за теми компаниями, которые смогут сохранить свое доброе имя в условиях жесткой ценовой борьбы».

По прогнозам аналитиков, в ближайшее время борьба за потребителя, в том числе недобросовестными методами, будет только усиливаться. В качестве подтверждения можно привести большое количество обсуждений на данную тему на строительном форуме www.buildingforum.com.ua. Из них становится понятно, что зачастую потребитель, прельстившись невысокой стоимостью, не зная конъюнктуры рынка и уровня профессионализма оконных компаний (особенно по замеру и установке окон), выбирает фирму, ориентируясь на рекламную информацию.
В то время как специалисты не устают советовать не соблазняться ПВХ-окнами якобы европейского производства по подозрительно низкой цене, а требовать сертификаты, которыми всегда сопровождается качественный товар.

В свою очередь, причина «обольщения» низкими ценами – низкая покупательная способность населения, масштабы влияния которой велики.
Игорь Бинковский отмечает, что значительное уменьшение покупательной способности потребителей является основным фактором, который сдерживает развитие рынка.

По мнению господина Довгаля, развитие рынка тормозит, прежде всего, избыточное предложение. Ценовые войны между дилерами не только уменьшают прибыль игроков рынка, но и снижают качество окон.
Среди стимулирующих факторов развития рынка эксперт называет:
- укрупнение рынка. Крупные компании-производители окон сегодня контролируют весь процесс от производства окон до их установки конечному потребителю. Заботясь о репутации бренда, такие компании уделяют внимание обучению менеджеров по продажам и мастеров по замеру и монтажу;
- рост осведомленности населения – с развитием интернет-коммуникаций растут знания потенциальных покупателей об окнах. Клиент сегодня гораздо более осведомлен в вопросах замены окон.

Что касается прогнозов развития рынка ПВХ-окон на первое полугодие 2011 года, то Алексей Довгаль считает, что по сравнению с 2010 годом рынок ПВХ-окон вырастет на 10-20%. Учитывая кризис в строительной сфере, львиную долю рынка продолжает давать рынок вторичного остекления, т.е. розничные клиенты. Два основных тренда для развития рынка – индивидуальность и энергоэффективность. Индивидуальность – возможность делать окна, удовлетворяющие всем запросам клиента, любой формы, размеров и свойств. Энергоэффективность – в связи с ростом тарифов на коммунальные платежи.

автор: Юлия Разумова, "Логин Медиа Украина"
фото: ОСК ООО «Рехау», ООО «Виконда»
дата публикации: 27.04.2011

   
Notice: Undefined offset: 2 in /var/www/eokna/data/www/e-okna.com.ua/templ/xbn on line 5 Notice: Undefined offset: 1 in /var/www/eokna/data/www/e-okna.com.ua/templ/xbn on line 5
Презентации Авторизация Крыши Декор Тепло Фасады
Галерея База фирм, каталог Строительный форум
Инструкции Презентации Регистрация Авторизация